Социальная психология в Северной Америке

Мы видели, что социально-психологический индивидуализм берет свое начало в некоторых социальных философских учениях. Однако с оформлением социальной психологии как социологической дисциплины идея индивидуализма приобрела еще и методический оттенок. Возможно, «возникновение социальной психологии как самостоятельной области эмпирического исследования... можно считать революционным выступлением нового поколения против кабинетных методов социальной философии». Однако, по мнению одного из первых современных американских социальных психологов Ф. Оллпорта, концепция индивидуализма несомненно совпала по времени и срослась с методологической ориентацией экспериментального бихевиорального подхода. Для Оллпорта, первого социального психолога-бихевиориста, социальная психология стала «наукой, изучающей поведение индивида, стимулирующее поведение других индивидов или являющееся реакцией на их поведение». Коль скоро «бихевиоральный подход» ориентирован исключительно на факты, получить их можно только с помощью экспериментальных методов. Сочетание принципа индивидуализма, «бихевиорального подхода» и экспериментального метода позволяло рассчитывать на то, что социальная психология сможет стать уважаемой научной дисциплиной. Как считал Картрайт, это мнение сохранялось первые три-четыре десятилетия ее существования.

Основная часть этого движения осуществлялась в Америке, и ее происхождение от ранних экспериментов Ф. Оллпорта по социальной фасилитации легко можно проследить. Поэтому нетрудно заметить, что сам Оллпорт активно использовал экспериментальные работы некоторых учеников Вундта. В этой связи Пепитон говорит о «германских корнях экспериментальной традиции в социальной психологии». Наличие «европейских корней» становится более очевидным, если рассматривать проблему глубже и не считать (ошибочно) единственной известную работу Три-плетта, который в 1898 г. сообщил об эксперименте, посвященном воздействию коллег на скорость и качество работы индивида (в дальнейшем это явление получило название «социальной фасилитации»). Как показали Хейнс и Во-ген, до 1898 г. были проведены и другие эксперименты, достойные названия социально-психологических, главным образом, в контексте исследований внушаемости Бине и Анри. Эта тема берет свое начало в традиции гипнотизма, о котором говорилось выше.

Даже еще раньше, в 1880 г. Рингельманн (Ringelmann) провел исследования продуктивности групповой работы. Однако с исторической точки зрения не так интересно искать действительно первый эксперимент (во многом это случайное решение), как наблюдать, каким образом социальные психологи стараются солидаризироваться с экспериментальной, а не какой-либо другой методологической традицией. Развитие «замысла экспериментальной социальной психологии», начиная от психологии толпы и кончая периодом после Второй мировой войны, было критически реконструировано Данциге-ром.

Экспериментальная традиция имеет «европейские корни»; однако социальный и научный климат Соединенных Штатов после Первой мировой войны во многом изменился, и именно в Америке, как нигде, социальная психология стала «наукой об индивиде». Такое ограничение было обусловлено заметным отходом социальной психологии от исследования проблем общества. По крайней мере в исследовательской практике, испытуемые были изолированы от свойственного им социального контекста. Но, как будет видно из дальнейшего изложения, после экономических и политических кризисов, как Великая депрессия и Вторая мировая война, «острые социальные проблемы буквально захлестнули сторонников строгой науки в их лабораториях».