Познание

Представим себе Гарри Олдса, сорокалетнего менеджера по персоналу. Он проводит собеседование с претендентами на вакантную должность. Одна женщина представляет себя следующим образом: «Я не совсем уверена, что смогу справиться с этой работой прямо сейчас, но мне очень хочется ее освоить и, надеюсь, я могу ей обучиться». Как Гарри Олдс может интерпретировать это утверждение? С одной стороны, он может заключить, что соискательница недостаточно подготовлена и, следовательно, ненадежна. С другой стороны, он может подумать, что соискательница мотивирована, честна и не переоценивает своих возможностей. Как, по вашему мнению, Гарри Олдс интерпретирует высказывание соискательницы? Примет ли он ее на работу?

Очевидно, что решение Гарри Олдса будет зависеть не только от актуального заявления соискательницы, но также и от способа его собственной интерпретации. Чтобы предсказать социальное суждение и поведение необходимо представить себе познавательные процессы, опосредующие переход от стимула (заявления соискательницы) к ответу (решению Гарри Олдса о найме). Психологов не всегда интересовала суть связи внешних стимулов с внешне наблюдаемыми поведенческими реакциями. Бихевиористы, в частности, утверждали, что поведение правильнее понимать в терминах сопровождающего его подкрепления (поощрения или наказания), а не с точки зрения промежуточных процессов. Напротив, гештальтпсихологи постоянно напоминали, что не стимул per sel влияет на поведение, а то, как мы его воспринимаем; другими словами, как мы мысленно конструируем и отображаем реальность. Когнитивные процессы, происходящие в промежутке между предъявлением стимула и осуществлением реакции, позволяют социальному поведению в большей степени учитывать контекст, а не воспроизводить его неизменные биологически заданные формы. Исключение промежуточного звена из социально-психологического исследования приводит к существенно обедненной картине человеческого поведения. Цитируя одного из наиболее выдающихся европейских социальных психологов Генри Теджфела, можно сказать: «Главнейшее из приспособительных преимуществ человека (sic) — это его способность менять свое поведение в соответствии с тем, как он воспринимает и интерпретирует ситуацию».

Если социальное поведение не зависит исключительно от внешней стимулирующей его ситуации, но и определяется ее внутренней ментальной репрезентацией, для понимания социального поведения и опосредующих его факторов нам необходимо понять, как индивиды создают свою внутреннюю реальность.

Исследования социального познания посвящены ответу именно на этот вопрос. Целью исследования является понимание того, как информация кодируется, сохраняется в памяти и извлекается из нее; как структурируется и представляется социальное знание, а также какие процессы имеют место, когда индивиды вырабатывают свои суждения и принимают решения сформулированы применительно к решению Гарри Олдса).

Подчеркивая необходимость исследования когнитивных структур и когнитивных процессов, психология социального познания становится чем-то вроде печи по переплавке теоретических достижений наиболее плодотворных и активно разрабатываемых социально-психологических тем — изменения установок, исследований каузальной атрибуции и стереотипизации.

Важно отметить, что, занимаясь когнитивными структурами и процессами, исследователи сводят познание к «холодной рациональности». Напротив, критики социально-когнитивного подхода больше интересуются аффектами и эмоциями, иррациональным поведением и межгрупповым взаимодействием, чем «чисто» интеллектуальными процессами мышления, суждения и воспроизведения. Концентрируя внимание на формах отображения информации и ментальных процессах, психология социального познания позаимствовала много концепций и положений из когнитивной психологии.

Либерализм и просвещение