Стереотипы и иллюзорные корреляции
Использование социальных стереотипов равнозначно проверке гипотезы относительно интуитивно ожидаемых корреляций между членством в группе и особенностями поведения. Сексистский стереотип Гарри предполагает корреляцию между тендерной группой и формальным мышлением, в том смысле, что логические способности у девочек хуже, чем у мальчиков. Как уже было показано, подобная ожидаемая корреляция может повлиять на все стадии переработки информации. Гаррн склонен оценивать способности к логике женщин и девочек более негативно, поскольку он с большей готовностью извлекает из памяти информацию, соответствующую его стереотипу. Он также эффективнее включает подобные сведения в общую структуру памяти. Стереотип даже может смодулировать его восприятие и внимание таким образом, что одно и то же логическое достижение мальчика и девочки он «воспримет» по-разному.
Подтверждение собственных гипотез
Тенденция гипотетических ожиданий превращаться в социальную реальность не определяется исключительно скрытыми от внешнего наблюдателя процессами переработки информации, такими, как восприятие, декодирование, извлечение сведений из памяти и формирование суждений. Как правило, человек судит об истинности своих социальных гипотез на основании результатов социального взаимодействия. В серии захватывающих исследований Снайдера и Сванна испытуемых просили оценить своего партнера по взаимодействию как «экстраверта» и «интроверта» (в различных экспериментальных условиях). Была обнаружена выраженная зависимость конечного впечатления от установки, создаваемой инструкцией. Когда требовалось определить, является ли интервьюируемый «экстравертом», партнер по общению и расценивался как «экстраверт».
Распределение стимульной информации
Чтобы понять социальное познание и поведение, необходимо описать ситуацию, в которой стимул воздействует на индивида. В заключительном разделе главы мы рассмотрим взаимоотношения между познавательными процессами и влиянием внешней среды применительно к трем интригующим проблемам. Сначала мы покажем, что направление суждений может отражать распределение стимулов в социальном мире еще до того, как вступят в игру когнитивные искажения или мотивационные факторы. Затем мы кратко остановимся на роли языка как значимого аспекта среды, окружающей человека. Наконец, мы рассмотрим, как взаимодействуют познание и эмоциональные состояния.
Язык и общение
Язык является посредником, с помощью которого приобретается социальное знание и осуществляется взаимодействие через книги, средства массовой информации и при непосредственном общении. Поэтому существенная часть социального знания приобретается через слова и грамматические правила. Значения слов, известные в социуме, а также правила коммуникации являются важным внешним хранилищем социального знания независимо от его внутренних отображений в головах отдельных людей. Уже на лексическом уровне при выборе слов для характеристики людей и их поведения имеются богатые возможности для когнитивных выводов и неосознанного приписывания свойств. Скрытый смысл глаголов вызывает устойчиво различающиеся каузальные атрибуции, создаваемые глаголами, обозначающими действие (помогать, вредить, подчиняться), и глаголами, обозначающими состояние (ненавидеть, любить, уважать). Одно и то же поведение можно описать как «Студент подчинился преподавателю» (глагол, обозначающий действие) или как «Студент уважает преподавателя» (глагол, обозначающий состояние). В первом случае поведение описывается как «покорное», тогда как вторая фраза говорит о статусе преподавателя в глазах студента. Иначе говоря, глаголы-действия семантически связаны с субъектами, а глаголы-состояния — с объектами (в большинстве случаев).
Когнитивно-аффективная регуляция
Граница, на которой соприкасаются познавательные процессы и внешняя среда, насыщена эмоциональными переживаниями, поскольку стимулы имеют отношение к надеждам и личностным ценностям индивида. В последние два десятилетия проводилось бесчисленное количество исследований взаимодействия аффекта и познания, однако сейчас мы находимся только на подступах к пониманию этой фундаментальной проблемы регуляции поведения.
Либерализм и просвещение